Ну вот, дорогие Авторы, добрались мы до тяжелой темы. А именно: как критиковать мэтров? Конечно, не во всех фэндомах такая тема актуальна. Но, тем не менее, она существует.
Скрытый текст Родилось это после прочтения отзыва к "Десять" на Брейне и некоторых переговоров с начинающими Авторами, очень меня покусавшими за попытки мягко - я человек тихий - намекнуть на правила сетевого этикета
|
- есть Авторы, которые так много и/или так хорошо писали, что их стоит называть Мэтрами или Монстрами (уж кому как нравится больше). Многие начинающие фикрайтеры очень боятся вступать с ними в обсуждение чего-либо, гонятся за их положительными отзывами всеми способами, и старательно пытаются им угодить.
- критиковать - даже обоснованно - таких Мэтров прочие Авторы зачастую боятся. Я вот, например, в числе боящихся. Тем не менее, согласно опросу, многие Мэтром и Монстром считают меня. Ужас, не правда ли?
Как же поступать, если, по вашему мнению, последнее творение Мэтра было ужасно и отвратительно?
Есть варианты. Обоснованный страх - «затопчут, забанят, да кто я такой/такая». Да, во многих фэндомах не принято обсуждать в негативном ключе творения Мэтров, отцов-основателей и прочих великих деятелей. Более того, даже просто сказать «мне понравилось» часто бывает сложно. На фоне роскошных, поистине, роскошных рецензий и дифирамбов столь же продвинутых Избранных Мэтров твое «спасибо» прозвучит как-то серо, не так ли?
Итак, почему не надо бояться Монстров:
- Они точно такие же люди, как и остальные, им не по тысяче лет, они не жали руку Алукарду и не знакомы лично с отцом Андерсеном. А если говорят, что знакомы.. не верьте им! Они смеются над вами.
- они не боги. У них бывает плохое настроение и творческий кризис. Многим очень выгодно по каким-то своим причинам поддерживать миф о некоей элитарности и исключительности. Почитайте их произведения - и вы увидите, как они этой элитарности (или ее иллюзии) добивались. Оцените их труд, и примерьте на себя. Что они сделали такого, чего при желании не могли бы сделать вы?
- вы, разумеется, способны стать Монстром. Для чего? Возможно, вам кажется, что это позволит вам отомстить за негативные отзывы, критиковать в полный голос, гордо выпрямившись и поливая всех сарказмом. Для этого надо всего лишь научиться писать.
А теперь попробуйте взглянуть на ситуацию в корне по-другому с другой стороны. Вот вы - признанный мастер слова, гений и т.п., Мэтр и Монстр, великий и ужасный аз есмь (с). Поздравляю! Чего же вы добились и какой ценой?
- вам завидуют новички, потому что вы, по их мнению, по непонятной причине спелись с элитой закрытого сообщества, куда допускают лишь Избранных. Несомненно, у Избранных печати Кромвеля где-нибудь на теле или на виртуальной ауре. Иначе как же они отличают друг друга?
- вы постоянно находитесь под прессингом и круглосуточным вниманием. От вас ждут шедевров 25 часов в сутки 8 дней в неделю. Вы уже не можете опускать планку ниже заявленной. Вам этого не простят никогда. Вы уже не можете написать в шапке - «не бейте тапками, это мой первый…».
- За то время, пока вы «работаете» Монстром - а это работа! - многие уверились в том, что вы всемогущий Автор. Никому в голову не приходит, что вам не под силу выполнить абсолютно все заказы и вызовы, драбблы и конкурсные заявки. Вы же Мэтр - сделайте нам красиво!
- и если кто-то думает, что до этих Святых и Избранных никто никогда не дотрагивался пальцем - тот заблуждается. Тех, кто добился сколько-нибудь заметных успехов, критиковали в десять раз больше неудачников. Удача - это даже не стихия, это направление. Кто-то выбирает идти в сторону удачи, кто-то ждет, что она свалится на него с небес.
- при таком напряжении большинство из Мэтров делаются немножко нервными. Вкупе с природной озлобленностью это и превращает их в Монстров. Добавьте жизнь в мегаполисе, учебу или работу, а может, еще и семью, заботу о хлебе насущном и питании духовном… вот вам и невроз!
Почему к таким звездам нужен особый подход? Потому, что многие ваши комментарии они слышали уже миллион раз. И вступать с вами в глупую полемику они просто физически не могут. Особенно когда это касается вашего непонимания поворотов сюжета или какого-то особо странного, на ваш взгляд, пейринга.
Пожалуйста, переведите свои комментарии в нейтральную форму. Просто в нейтральную форму. Не надо писать в теме про слэш - «Ну ты, гомосек, педрило» и т.п. Мэтры никогда не оставят в шапке пустой графу «Предупреждение». Если вам не нравится какой-то жанр или какой-то пейринг - просто не читайте. А если и прочли, не пишите ругательств. Не поможет. Не стоит ударяться в другую крайность и ставить себя на уровень «Я лучше всех», и считать себя светилом мировой литературы. Фанфикшен - это довольно ограниченное сообщество, где многих личностей знают, чтят, и имена которых на слуху. Это естественно.
Мэтры и конфликты в фандоме - это тема не для одной дискуссии. Обсуждать ее принято на тайных вечерях, на конспиративных явках, после снятия печати до нулевого уровня ограничений. Но на самом деле причина конфликтов двух личностей НИКОГО, повторю, ни_ко_го, кроме них, не должна волновать. Что делать в случае гигантского облома (развала форума, глобального бана, истерики администрации и вселенского потопа)?
- не бросаться строчить километровые матерные письма с угрозами
- не писать в дневниках противников оскорблений и призывов мочить всех в сортире (с)
- не поддаваться на подобные провокации всех других участников
- дождаться утра, которое, как известно, вечера мудренее
Если что-то произошло, и все поцапались, а вам страшно за ваши бессмертные творения и хочется получить объяснения или, на худой конец, просто хоть как-то выразить свое отношение, стоит:
- осторожно выразить мягкие сожаления о случившемся (что бы ни случилось)
- посочувствовать обеим сторонам и искренне написать, как тяжело вам лично приходится
- сообщить, что принятие любого решения возможно только через некоторое время после конфликта, когда страсти улягутся.
- также стоит либо игнорировать приглашение к дезертирству, либо в нейтральном тоне заявить, что решение - окончательное - будет принято позже.
Ну что ж, теперь, когда важные основные моменты критики и отношений с критиками перечислены, можно перейти к следующей части обсуждения.
Чего не потерпят читатели в вашем фанфике.Сколько ни пиши, а все-таки никуда не исчезают многие огрехи в фанфиках, и путем собирательного опроса можно выловить, что же больше всего раздражает читателей.
- Мэри Сью и искажение характеров
- грамматические, орфографические и стилистические ошибки.
- нелогичный, абсурдный сюжет
- юмор в духе сортирного, пошлости
- убого прописанные постельные сцены.
Как ни странно, все прочие возгласы возмущения так или иначе привязываются к уже существующим. Начнем, пожалуй, с рейтинговых сцен. Нет-нет, не постельных. Самое главное - диалоги.
Когда-то один из Мудрецов предложил писать диалоги героев так, как они говорили бы в реальной жизни. Этот, в общем-то, замечательный подход, увы, восприняли не совсем верно. Оттого и диалоги как костяк любого произведения более чем с одним героем, часто рушат всю продуманную картину.
В разговорах героев:
- мат недопустим! Конечно, если вы полагаете, что стилистика вашего произведения опирается на использование определенных выражений, то вы можете оставить все, как вам кажется нужным. Даже более того: иногда без мата ну никак не обойтись. Но известно, что дозировать это сильнейшее экспрессивное средство нужно особенно внимательно, а если вы не уверены в себе - не использовать вообще.
- несмотря на то, что Россия считается весьма и весьма образованной страной, очень многие люди не знают, как на бумаге выразить эмоцию. Как они поступают? Пишут заглавными буквами и ставят десятки восклицательных знаков или многоточий. Очень часто из-за этого читать их произведения бывает очень тяжело. Крик не всегда выражается «ОООО» или «ААА-аааа!!!».
- в реальной речи мы очень часто замедляем наш разговор, вставляем междометия, делаем какие-то жесты. В речи письменной передать все многообразие живого общения трудно. Не стоит пытаться запротоколировать какой-то существующий диалог. Постарайтесь прибегнуть к иным средствам художественного выражения.
- ищите синонимы. Однообразное «сказал» или «закричал» умаляет достоинства русского языка. Тишину и разговор можно выразить сотней разных понятий и слов.
Иногда разговоры прописаны так, что ощущается присутствие читающего. Некоторая кинематографичность написания характерна была для таких великих авторов, как Булгаков, Набоков, Толстой Л.Н. Сказанное не означает - все бежим подражать классикам, но поучиться у них стоит.
Постельные сцены. Куда деваться, секс в нашей жизни занимает очень важное место, и как средство выражения любви/неприязни, и как способ занять/убить время… но описать его в литературном произведении так, чтобы у читателя не возникло отвращения или не раздался в его доме гомерический хохот, гораздо сложнее.
Итак, чем же грешат авторы, пытающиеся написать постельную сцену?
- пытаются сделать красиво (с). То есть, помещают в описание бесхитростного акта столько глубокого философствования, любования и размышления, что даже стыдно как-то становится подозревать столь возвышенных героев в столь низменных желаниях.
- пытаются избавиться от всякой романтики путем грубого физиологизма. Побольше кровожадных и порнографических описаний! Побольше выделений, уродливых частей тела и ругани! Вот это настоящий секс!
- пытаются скрыть за избыточным эротизмом отсутствие опыта или собственные фантазии.
Не стоит всех авторов подозревать в таких недостатках. Чему стоит поучиться у авторов хороших фанфиков?
- если вы не можете написать/стыдитесь/боитесь слова «член» - пожалуйста, не заменяйте его на: «мужское достоинство», «трепещущую мужественность», «нефритовый жезл» и «его величественную эрекцию». Все поголовно подобное ввергает в транс, переходящий в глубокую истерику.
- если вы не можете написать слово «оргазм», пожалуйста, не пишите «верх наслаждения», «полет», «вспышка экстаза, пронзившая ее тело». Эти штампы действительно набили оскомину - хотя бы в женских романах.
- пожалуйста, постарайтесь также избегать таких штампов «его горячее семя», «ее трепещущее лоно», или даже «жаждущая утроба». Это же ни в какие ворота не лезет!
- и вообще - если вам кажется, что вы чего-то не можете написать - лучше перестраховаться. Очень часто намек лучше откровенности, а эротика всегда выигрывает у порнографии соревнование по эстетизму.
- не стоит думать, что высший рейтинг, вроде «после двадцати одного после предъявления справки из психдиспансера» или «беременным и нервным не читать» сразу сделает вас популярным.
- отдельное слово стоит сказать в отношении гомосексуальных связей героев. К сожалению, популярность этого жанра принесла ему и многие беды. Вдохновившись идеей «чистой любви» (с), многие авторы решили, что правила реальности для гомосексуальных связей исчезли. Это, конечно, всего лишь пожелание, но - помните, что большинству из нас написать постельную сцену со слэшем на порядок сложнее, чем такую же, но с гетеросексуальной парой.
Об отсутствии/наличии опыта. Несмотря на все споры, я знаю многих воистину великих авторов, не имеющих вообще никакого сексуального опыта, и пишущих рейтинговые сцены, поражающие воображение. Стоит запомнить мудрость:
- Опыт не означает всеосведомленности
- Отсутствие опыта не означает отсутствия таланта.
Кто станет спорить - несомненный аргумент: Булгаков вряд ли участвовал в шабаше, а Терри Пратчетт точно не пьянствовал с гномами в шахтах. Талант и фантазия вполне восполняют пробел наших личных переживаний. Мы все описываем укусы вампира, не испытав ничего подобного в реальной жизни - но почему-то дружно плюемся в сторону постельных сцен, хотя по сравнению с разрушенным Лондоном и армией вурдалаков - это такая малость!
О Мери-Сью и искажении характеров. Что такое Мери-Сью в нашем фандоме? (Все ниженаписанное - абсолютная и непреложная истина, дорогие Авторы).
- МС - это новоявленный родственник любого из существующих персонажей, появившийся в самый неожиданный момент и спасший/спасшая всех.
- МС - это всесильный, всемогущий, самый красивый герой/героиня, способная влюбить всех поголовно в себя, от Алукарда до Шредингера, безумно сексуальный и обычно облаченный во что-нибудь кожаное, блестящее или со стразами.
- МС - это также и некий новый персонаж, который обладает настолько феноменальными способностями, что мгновенно становится центром внимания. Обладает также повышенной жизнестойкостью, в огне не горит, в воде не тонет, не боится серебра - Джеймс Бонд, короче.
- МС - это также, что бы ни говорили, Интегра, посылающая Серас за «абалденным красным лифчегом пятава размера». Это Серас, от взгляда которой мрут мухи, и начинает плакать Алукард с Кэпом в обнимку. Это Рип, очки и будильник которой способны заменить атомную бомбу.
Почему МС появляется, написано в разных других местах совершенно справедливо: сублимация собственной неполноценности или комплексов иногда выходит за определенные рамки. Видны рамки всем, кроме автора.
Почему МС не стоит взращивать в своем творчестве, как бы привлекательна она ни казалась?
- во-первых, создать нового идеального персонажа - это задачка минус первого уровня. Всяк нас пушистыми полюбит. МС просты, а потому неинтересны.
- во-вторых, от этой дамочки очень сложно избавиться. Она прилипчива, и все вокруг заряжает болезненной эйфорией в отношении собственной персоны. За описанием ее одежды можно забыть об общей стилистике - что может быть увлекательнее очередной «мини-юбочки, по краю разшытой стразиками»?
- в-третьих, за феноменальными способностями МС обычно нет ничего - ни цели, ни характера, даже забавной глупости - и той нет. Это абсолютно пустой и проходной персонаж, несущий лишь гипертрофированное желание быть замеченным, и все.
Что же касается искажения характеров, (мы не говорим о юмористических произведениях): любое искажение должно быть обосновано. Хотя встречаются сознательные авторы, строящие довольно забавные конструкции: «Алукард стоял и плакал. Нет, он плакал потому, что он изменился, потому, что леди Хеллсинг задавил трактор…». А всех бед можно было избежать, всего лишь избавившись от ненужных объяснений и убрав несоответствие.
О юморе.Всем известно, что чувство юмора - свойство не только одних лишь людей. Оно присутствует у обезьян - если одна макака упадет с ветки в кучу навоза, остальные дружно зальются счастливым смехом. Но мы, как высшее звено эволюции (по крайней мере, считающее себя таковым), понимаем, что на такие шутки вестись могут только макаки и американцы, и стараемся в меру сил производить шутки более тонкие.
Однако чувство юмора - здоровое и радостное - даровано не всем. Нигде не видно так наличие или отсутствие таланта, как в стебных фанфиках. На самом деле, правильный юмор - это гораздо сложнее, чем правильный ангст.
Чего не любят читатели в стебных фиках? - повторения пройденного: перемывания уже описанных сюжетов
- и еще раз повторения пройденного: упоминаний Большой Пепельницы, Гробика на ножках, вечного силикона Серас, проходящего сквозь стену ванной/спящего в кровати Интегры Алукарда…
- попадания в Россию, пьяной попойки всех героев манги вместе взятых, с обилием мата, целомудренного прикрытого многоточием или просто множеством звездочек. Сюда же стоит отнести свадьбы/приемы у королевы/ток-шоу.
Почему не любят? Ответ прост: потому, что все это уже было.
С другой стороны, если вам действительно удастся написать стоящую вещь по избитому сюжету - это будет ваше большое достижение. Но стоит помнить несколько правил хорошего юмора:
- юмор не отменяет грамматических и орфографических правил.
- юмор не отменяет недопустимости обилия мата
- юмор в духе «пашел напилсо волялсо бливал» - это для ясельной группы детсада. Все-таки наши запросы должны быть чуточку повыше.
- клише и штампы скучны везде.
Относительно смеси серьезного и несерьезного жанра. Меня лично часто обвиняют, что я пишу нечто среднее между стебом и ангстом. Как это возможно, авторы писем и отзывов обычно не сообщают, но, вот мое ИМХО: подходить к жизни слишком серьезно - плохо. Я вряд ли напишу слишком серьезный ангст без капли сарказма, и вряд ли смогу осилить настоящий стеб без единой пролитой слезинки. Так что небольшая доза юмора нигде не помешает - просто юмор у всех разный.
О достоверности. Я понимаю, очень сложно требовать, помимо хорошего стиля, грамотности и соблюдений характеров, еще и достоверности описанных событий. Если вы не планируете никогда писать серьезных произведений или пишете для себя «в стол», для нетребовательных друзей - смело пропускайте эту часть.
Сейчас я расскажу, что когда-то моя первая бета рассказала мне.
- лучше не написать ничего об улицах Лондона, чем напихать первые попавшиеся названия из учебника английского языка за шестой класс
- лучше ограничиться «раненный», чем безграмотно описывать «проткнутую грудину», «торчащий шматок легких» или выжившую после двадцати девяти пуль в сердце Интегру. Хотя чудеса все же случаются…
- лучше сразу написать фразу на русском языке, если перевести на английский ее у вас не получится. На самом деле, иностранные фразы могут служить украшением текста только в том случае, когда в их прочтении и звучании заключен двойной смысл или созвучие русскому тексту. Если они присутствуют для созданий определенной атмосферы, они должны быть выверены сто раз.
- даже если вы планируете ограничиться безописательным ангстом, кое-какие факты не мешает освежить в памяти. Например, большинство людей не понимают разницы между католиками и протестантами, и делают глупые ошибки только по этой причине. Удивительно, что это происходит с людьми, заведомо имеющими выход в Сеть.
С другой стороны, даже если вы пытались все предусмотреть и избежать абсолютно всех ошибок, это невозможно без помощи со стороны. Соответственно, если видите в чужом творении грубое несоответствие (например, королеву английскую зовут Екатериной Восемнадцатой вместо Елизаветы Второй), на это стоит указать.
Но лично меня в погоне за абсолютной достоверностью останавливают две вещи:
- в конце концов, все, что я пишу - это фантастика по определению, потому что среди героев - нежить немертвая
- и вряд ли автор этих чудных персонажей так же глубоко вникал в каждую мелочную деталь, вроде разницы между каждой моделью пистолета и последовательности расположения магазинов на каждой улице Лондона.
Такие вот дела.